Михаил Броннер

Авторские аннотации

«MISSA VOTIVA»

для скрипки, фортепиано и симфонического оркестра в девяти частях 2018.

  1. Kyrie eleison (Господи, помилуй)
  2. Gloria (Gloria in excelsis Deo  —  Слава в вышних Богу)
  3. Credo (Credo in unum Deum  —  Верую во единого Бога)
  4. Et incarnatus (Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est.  —  Он был рожден от Святого Духа и Девы Марии и стал человеком)
  5. Crucifixus (И был распят)
  6. Et resurrexit (И воскрес)
  7. Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth  —  Свят Господь Бог Саваоф)
  8. Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi  —  Агнец божий, взявший на себя грехи мира).
  9. Ite, missa est (Идите, месса окончена)

Вотивная месса (лат. MISSA VOTIVA) в католической церкви — месса во исполнение какого-либо духовного обета, в более широком смысле —  экстраординарная (не связанная с регулярным церковным календарём), обусловленная каким-либо внешним событием. Вотивная месса совершается при наличии достаточных оснований (pro re gravi) в случаях начала войны, гонений, стихийных бедствий, эпидемии и т. п.

По выражению известного немецкого философа ХХ века Карла Теодора Ясперса, «Знание о человеке есть трагическое знание». Сочинение продолжает ряд трагических произведений композитора, таких как «Еврейский Реквием», «Soter ponim» («Забывший нас»), «Рондо войны», «Цугцванг», «На полпути в Никуда» («In The Middle of Nowhere»), «Deus Ex Machina», «Корабль дураков».

«DEADLINE»

увертюра для симфонического оркестра 2023

Дедлайн (от англ. deadline — мёртвая линия). В настоящее время и в английском, и в русском языке это слово используется в значении «крайний срок выполнения какой-либо задачи». Впрочем, можно трактовать это понятие и иначе...

«AMOR AETERNUS (ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ)»

Три романтических послания для домры, альта и камерного оркестра2019

Музыка воздействует на слушателя через музыкальный образ. Думаю, что музыкальный образ плохо объясняется словами. Приведу лишь несколько высказываний о любви, которые так или иначе имеют отношение к моему сочинению.

  • «Любовь - ответ на проблему человеческого существования». (Эрих Фромм)
  • «Без любви жить легче. Но без неё нет смысла». (Лев Толстой)
  • «Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни». (Конфуций)
  • «В нашей жизни есть одна-единственная краска, как и на палитре художника, придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви». (Марк Шагал)

«ECLIPSE»

Для баяна и электронной записи 2008

Сочинение «Eclipse» написано по просьбе выдающегося баяниста Фридриха Липса. В названии пьесы обыгрывается фамилия музыканта - Lips. Eclipse (англ.) - затмение. В астрономии - ситуация, при которой одно небесное тело загораживает свет от другого небесного тела. В переносном (разговорном) смысле - временное помрачение сознания.

Может быть, и все самые страшные, «черные» страницы в истории человечества, cтран и людей, их населяющих, связаны с «временным помрачением сознания?» «Затмением?»

«СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ»

Концерт для саксофона и камерного оркестра 2021

Стокгольмский синдром — это понятие, появившиеся после трагических событий, потрясших полвека назад Стокгольм и весь мир. Термин перешел из профессиональной сферы психологии в массовую культуру. Он означает состояние, при котором между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и применения угрозы или насилия возникает защитно-бессознательная травматическая связь, взаимная или односторонняя симпатия.

«ВИРТУАЛЬНЫЙ КАЗАНОВА»

сюита в четырех частях для балалайки и фортепиано 2020

Замечательный музыкант Андрей Горбачев как-то в разговоре со мной сказал, что чувствует себя ВИРТУАЛЬНЫМ КАЗАНОВОЙ. И действительно – остроумный и галантный, общительный и всегда находящийся в центре внимания – Андрей постоянно обременен выступлениями, поездками, педагогической работой, семейными и административными делами... Поэтому – «Виртуальный», как бы с ироническим оттенком.

Мне очень понравилось это высказывание, и я обещал к юбилею Андрея Александровича написать сочинение с таким названием. Поздравить юбиляра я хотел, выехав на сцену на самокате... К сожалению, пандемия нарушила эти планы. Но сочинение я написал и посвятил Андрею Горбачеву. Кстати оно получилось скорее трагичным, чем ироничным...

«РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ»

для аккордеона и симфонического оркестра 2022

Это сочинение о мечте – прекрасной, труднодостижимой, лишенной всякого прагматизма. В отличие от многих сочинений автора, «Романтический концерт» лишен чувства безысходности. Финал сочинения дает надежду, которая так нужна всем нам.

«ТРИ ПЕЧАЛЬНЫХ ПОСЛАНИЯ»

концерт для скрипки и камерного оркестра 2016

Это обращение автора к близким ему людям. Ностальгическое воспоминание о светлом безмятежном детстве, радостное ощущение каждого мгновения и горькие трагические события... И главное – печальное ощущение быстротечности жизни человека.

«DEUS EX MASHINA» («БОГ ИЗ МАШИНЫ»)

концерт для симфонического оркестра 2016.

«Deus ex machina» (с лат. — «Бог из машины», ['de.ʊs eks 'maːkʰi.naː]) — выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора. Является калькой с греч. ἀπὸ μηχανῆς θεός. Словом mechane (греч. μηχανῆς) в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой (позволял ему «летать»). В античном театре выражение обозначало Бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего проблемы героев. Сочинению предшествует эпиграф на латыни: Confidimus in sua misericordia, sed dubitat. Quid fecimus... (Мы уповаем на милость Его, но Он в растерянности. Что же мы натворили...). В произведении использована фонограмма шагов по брусчатке. Три фрагмента фонограммы (30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд, соответственно) совпадают со временем звучания трех частей сочинения Джона Кейджа «4,33».

«STABAT MATER»

для детского хора, голоса и камерного оркестра 1993.

В отличии от большинства духовных текстов — это авторская поэзия. Текст, состоящий из 20 трёхстрочных строф, традиционно приписывается итальянскому религиозному  поэту, монаху-францисканцу Якопоне да Тоди; по другой традиции — папе Иннокентию III или Бонавентуре. Сочинение писалось специально для исполнения вместе со «Stabat Mater» Перголези. Автор не полемизирует с классическим образцом и не пытается противопоставить ему свое сочинение, а лишь демонстрирует другой взгляд на трагическое событие, лежащее в основе стихотворения. Страдание Матери, видящей, в каких мучениях умирает её единственный сын, сын, которого убивают — самая страшная трагедия, которая только может произойти в человеческой жизни.

«IN THE MIDDLE OF NOWHERE»

концерт для скрипки, альта и камерного оркестра 2015.

Этот концерт для скрипки, альта и камерного оркестра примыкает к трагическим сочинениям последних лет, таким как «Цугцванг», «Рондо войны», «Deus ex machine». Из всех переводов этого идиоматического выражения автору наиболее близко такое: «На полпути в никуда».

ОПЕРА «ГАДКИЙ УТЕНОК»

2015.

«Этот спектакль — сказка о том, как трудно быть не таким, как все. Посмотрите, какие вы разные! И это замечательно! Главное — верить, что ты особенный, верить в себя, и тогда случится настоящее чудо — твои мечты сбудутся! В одном из своих стихотворений Андерсен написал: «Чудо — это жизнь!». Именно эти слова звучат в конце моей оперы».

«ДАЛЕКОЕ — БЛИЗКОЕ»

для виолончели и камерного оркестра 2019.

Это сочинение – ностальгический взгляд на авторов музыки известных романсов, которые были скорее своеобразными бардами своего времени, чем композиторами. Они сочиняли совершенно гениальные мотивы, но чаще всего не были профессиональными композиторами. Мое произведение – не стилизация, а попытка вернуть эту музыку в профессиональное русло. Автор надеется, что, казалось бы, далёкие по времени написания прекрасные русские романсы окажутся близкими нашей душе сегодня.

  • 1 часть использован романс «УТРО ТУМАННОЕ». (Музыка: Э. Абаза, стихи -И.Тургенев)
  • 2 часть использован романс «ТОЛЬКО РАЗ» (Музыка: Б.Фомин , стихи Б. Тимофеев)
  • 3 часть использован романс «НЕТ, НЕ ЛЮБИЛ ОН...»
    Романс был не русским, а итальянским...
    Первоисточником романса является неаполитанская песня "Non m'amava", написанная в 1886 году композитором Alfonso Guercia (1831 – 1890) на стихи Ernesto Del Preite (1828 - 1891) и называется "Non m'amava". Автор русского текста М. Медведев
  • 4 часть использован романс «БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ» (Музыка: А. Варламов Стихи: М.Лермонтов) (Стихотворение «Парус»)
  • 5 часть ФИНАЛ использованы романсы:
    «СНИЛСЯ МНЕ САД» (Другое название - "Звёзды на небе"). (Музыка: Б. Борисов, стихи: Е. Дитерихс) и «ЧТО ЭТО СЕРДЦЕ?..» («Пусть в чаду любви») (Слова и музыка неизвестного автора)

«ЧЕТЫРЕ ПРОСТОДУШНЫЕ ПЕСНИ И БАХ»

для домры и ударных 2016.

Первая песня «Принцесса, Сапожник и Любовь». «Мы будем любить, позабывши о времени, мы будем любить до светопреставления», - говорил бедный сапожник, примеряя принцессе туфельку, - и она стала его женой. Вторая песня.  «В садике моём четыре дерева». Из всех прекрасных деревьев, что растут в  моем саду, мне больше всего нравится акация, ведь именно под этим деревом я буду целоваться со своим возлюбленным. Третья песня «По дороге по Лоренской». Когда я шла по Лоренской дороге, я встретила принца. «Завтра ты станешь принцессой»,- сказал он и подарил букет ромашек. Ах! Скорей бы наступило завтра. Четвёртая песня. «Пернетта и смерть». Пернетта сидит за прялкой и плачет. Её возлюбленного должны повесить сегодня ночью,  и она тоже готова умереть вместе с ним. Пусть прохожий, увидев её могилу, скажет: «Она умерла, любя».

«БЕССОННИЦА»

четыре стихотворения для аккордеона соло 2016.

Магия стихов Марины Цветаевой и в самих текстах, и в их названиях. Мы словно всматриваемся в даль и видим: город (первая часть — «В огромном городе...»),  дом (вторая часть — «Вот опять окно..»), а за окном —   страдающий человек (третья часть — «Диалог Гамлета с совестью»),  мучительно ищущий выход (четвёртая часть — «Так вслушиваются...»).

 

«В НАЧАЛЕ» Из Книги «Бытие»

Радостная музыка для смешанного хора, двух фортепиано, литавр и струнного оркестра 2008.

Мир сотворен Богом за шесть дней в красоте и гармонии небес, земли, света и тьмы, светил, трав и деревьев, животных и человека. Каждый день Творения завершается радостью Бога, а седьмой —   Всесильный целиком посвятил любованию созданным. Композитор воспринимает Первую главу «Книги Бытия» как музыку, в которой весь мир и мы с вами составляют единое звучание оркестра. И в этом оркестре еще нет голосов скорби и греха.

«ЦУГЦВАНГ»

концерт для оркестра с солирующими  фортепиано, скрипкой и кларнетом 2015.

  1. Цугцванг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») — положение в шахматах, при котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.
  2. В переносном смысле —  ситуация, при которой любое действие ведет к ухудшению положения.
    (Большой энциклопедический словарь)
 

Для автора это слово наиболее полно отражает нынешнюю ситуацию в мире.

«РОНДО ВОЙНЫ»

для домры, мандолины и фортепиано 2015.

Рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond – круг, движение по кругу) является наиболее распространенной музыкальной формой с рефреном. К сожалению, пройдя  испытания разрушительными войнами, человечество ничему не научилось. Война — неизбежный рефрен человеческой жизни, и это ужасно.

«ВОЛОГОДСКИЕ КРУЖЕВА»

для оркестра народных инструментов, скрипки, виолончели и фортепиано 2014.

В этом сочинении я вплетал в кружево моих музыкальных мотивов и тем звон Вологодских колоколов — радостных и светлых. Когда я разглядываю Вологодские кружева, меня наполняет ощущение красоты и покоя. Надеюсь, что и слушатель испытает такие же чувства.

«БЕЛОРУССКИЙ КОНЦЕРТ»

для домры и камерного оркестра 2014.

Первоначально был написан для цимбал и камерного оркестра в 2012 г. по заказу дирижера Государственного камерного оркестра Беларуси Евгения Бушкова. Премьера сочинения состоялась в 2013 г. в Минске. В 2014 г. по просьбе домристки Кристины Фиш концерт был переработан, создана версия для домры и камерного оркестра. Композитор очень любит Белоруссию. Там родились его бабушка и мама. Автора покорили красота природы этой страны, душевность и теплота ее жителей.

«ПРОСТОДУШНЫЕ ПЕСНИ»

Концерт для хорового театра, аккордеона, фортепиано и ударных в десяти частях. В сочинении использованы тексты французских народных песен XV-XVIII веков в переводах Ильи Эренбурга 2014.

Бывают произведения, в которых от замысла до реализации проходит много лет. Так произошло с моим сочинением «Крестовый поход детей» для камерного оркестра, детского хора и органа (15 лет я просто не мог найти подходящий текст). История с «Простодушными песнями» еще более длительная. Я хотел написать сочинение на эти тексты более 20 лет назад. Только знакомство и сотрудничество с Хоровым театром Бориса Певзнера позволило мне реализовать этот замысел.

«СЕМЬ ЕВРЕЙСКИХ ПЕСЕН»

для баяна и оркестра русских народных инструментов 2016.

Это сочинение – об ушедшем мире местечек, архипелаге, исчезнувшем с лица земли. Архипелаге, где здоровались, прощались, признавались в любви на почти исчезнувшем во время Катастрофы языке идиш. Языке, который остался живым и, в немалой степени благодаря своим песням – веселым, печальным и мудрым. Каждой музыкальной части сочинения соответствует стихотворный эпиграф, взятый из текстов подлинных народных песен. Это произведение – иногда грустное, иногда смешное – о людях маленького еврейского местечка. Это произведение о Народе Книги.

«НАИВНЫЕ ПЕСНИ»

для скрипки, альта и фортепиано 2014.

Автор продолжает серию своих сочинений со словом «песни» (еврейские песни, колыбельные песни, песни прощания, песни любви). Песня для автора – жанр простоты и искренности.

«ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ»

Танго 2012.

Выражение «Еврейское счастье» нельзя понимать буквально. Оно означает последнюю степень ничем не объяснимого невезения, неожиданные беды, которые с «обычными людьми» не случаются. Это выражение отражает мудрое и слегка ироничное отношение евреев ко всем трудностям и сложностям их жизни, ко всему трагическому, что в ней происходит. Автор полагает, что понятие «Еврейское счастье» шире, чем чисто национальное. Ведь проблемы, драматические и даже трагические события бывают в жизни каждого человека. И как бы не было тяжело, надо просто попробовать отнестись к этому немного иначе, поверить, что ты сможешь все преодолеть и идти вперед. Жизнь продолжается...

«TSAVT TANEM» («ВОЗЬМУ ТВОЮ БОЛЬ»)

концерт для виолончели и камерного оркестра 2011.

Я услышал армянское выражение «Tsavt tanem» (Возьму твою боль) в середине 80-х годов в Иваново на семинаре молодых композиторов. Мы жили в огромной стране, были молоды, с нами был любимый учитель — Ю. А. Фортунатов, казалось, впереди вся жизнь. Прошло 30 лет, великая страна исчезла, со многими «Ивановцами» я больше никогда не виделся, с другими (М. Кокжаевым, Г.Мустей, С. Кибировой) дружу до сих пор.
В 2006 году я познакомился с замечательным армянским виолончелистом и дирижёром Арамом Талаляном (он сыграл все мои виолончельные сочинения). Когда через несколько лет мне захотелось написать для него произведение, я уже знал, как оно будет называться : «Tsavt tanem» — Возьму твою боль.

«В НАПРАВЛЕНИИ СМЫСЛА»

концерт для скрипки, тубы и камерного оркестра 2009.

Сочинение написано для двух таких разных, казалось бы, несовместимых инструментов, как скрипка и туба, никогда не использованных ранее в таком сочетании. Автор, с некоторой долей иронии, полагает, что и разные народы, и разные конфессии, и даже разные творческие личности (включая композиторов) смогут найти общий язык, если будут следовать «в направлении смысла».

«СЕМЬ ЕВРЕЙСКИХ ПЕСЕН»

для скрипки, тубы и камерного оркестра 2010.

Идея сочинения возникла у скрипача Левона Амбарцумяна, захотевшего помузицировать в необычном ансамбле с виртуозом — тубистом Дэвидом Зеркелем. Композитор Михаил Броннер с радостью откликнулся на просьбу и написал это произведение. Каждой музыкальной части сочинения соответствует стихотворный эпиграф, взятый из подлинных народных песен. Это произведение — иногда грустное, иногда смешное — о людях маленького еврейского местечка. Это произведение о Народе Книги.

«БОЛЬШОЙ ФРЕЙЛЕХС ДЛЯ БОЛЬШОГО ОРКЕСТРА» 2009

Фрейлехс — это самый известный коллективный танец евреев Восточной Европы. Его танцуют на свадьбах и бар-мицвах (совершеннолетие еврейского ребенка). Принцип фрейлехса очень прост. Люди становятся в одну линию или в круг, и каждый двигается под музыку. Есть определенный набор движений, своеобразная походка. Круг может двигаться влево или вправо, как бы извиваясь. Некоторые могут выходить на середину круга, если они особенно искусно танцуют. Чем больше народу участвует, тем лучше.

«КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ» (Евангелие от Петера)

для детского хора, камерного оркестра и органа 2009.

В оригинальном тексте писателя Михаила Горевича сохранены имена основных героев этого реального события, описанного в исторических документах и хрониках. Это произведение о предательстве взрослыми детей. Крестовый поход детей — самый страшный из многочисленных средневековых крестовых походов. Дети, подстрекаемые взрослыми, отправляются освобождать Палестину от «неверных». Их путь становится дорогой горя и слез — им суждено идти по миру вражды, миру полному лжи, крови и убийства. На этой пропитанной ненавистью земле умирают юные Петер и Джулия, умирают в тени деревьев, на которых не поют птицы.

«ТИЛЬ»

Книга для баяна 1998.

Жизнь, Смерть, Красота, Благородство, Ненависть, Страх и, конечно, Любовь — вот круг образов этого сочинения (впрочем, как и других работ автора). Музыкальная форма проживается композитором, как жизнь — героями книги. Одно из немногих светлых сочинений, написанных автором.

«КАДДИШ ПО УХОДЯЩЕМУ ВЕКУ»

для виолончели и фортепиано 1998.

«Каддиш» в иудаизме — это поминальная молитва, которая читается по ушедшему человеку его сыном и выражает стремление к искуплению и спасению. Этим сочинением автор прощается с ХХ веком — временем, в котором люди любили и ненавидели, радовались и страдали, рождались и умирали. Сочинение завершается молитвой памяти ушедших людей и событий.

«ЛЕТНЯЯ МУЗЫКА»

для детского хора, аккордеона и камерного оркестра 2008.

Музыка для детского хора проходит через все творчество композитора. Первая детская кантата «Ключ от королевства» написана в1982 году. Позже композитор использовал детский хор в своих сочинениях «Гори-гори ясно» (1986), «Псалтырь» (1991), «Еврейский Реквием» (1992), «Stabat Mater» (1993), «Вредные советы» (1993), «Из книги Пророка Исайи» (1998), «Лимерики» (2004).
«Летняя музыка» посвящена внукам композитора — Сенечке и Илюше. Изящные, трогательные, иногда шутливые, иногда с легкой грустью детские стихи Нобелевского лауреата Иосифа Бродского легли в основу этого произведения.
Многие из сочинений М.Броннера впервые исполнены замечательным коллективом — Лауреатом международных конкурсов Школой хорового искусства «Полет» имени Татьяны Селищевой, с которым композитора связывает долгое творческое сотрудничество и дружба.

«ЕВРЕЙ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ»

для скрипки и баяна версия 2005.

Поначалу беззаботная песенка сменяется трагическим монологом, полным отчаяния и безысходности.

«ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ»

для альта, аккордеона, вибрафона и бас-кларнета 2008.

Не дать потухнуть искре Божьей за комфортом, за сытостью и привычками... Это вся Библия. Этот исход из Рая Адама и Евы — сложное событие, в котором не только печаль утраты, но и свет через сумрак, свет будущего, начало пути человечества.

«ШЕСТЬ ПЕСЕН ПРОЩАНИЯ» на стихи Мориса Метерлинка

для меццо-сопрано, солирующей скрипки и камерного оркестра 2008.

Трагическое сочинение о Любви, Смерти и о Вечности бытия.

«ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУШИ»

концерт для альта и камерного оркестра 2008.

В начале сочинения слушатель ощущает состояние души ребенка, робко вступающего в прекрасный мир и постепенно познающего его гармонию и красоту. Ребенок взрослеет... Чувства, сначала робкие, становятся все более яркими и сильными. Человек в мире с самим собой, и ему хорошо. Но вдруг в его жизнь врывается что-то темное и страшное. Человек пытается вырваться, ищет опору, обращаясь к самым лучшим мгновениям своей жизни. Но красота ускользает, искажается. Последний отчаянный вскрик... Неужели надежды нет? Но тьма все сильнее охватывает душу, разрушая и опустошая её...

Сочинение посвящено первому исполнителю — альтисту Михаилу Березницкому.

«И СНОВА ОСЕНЬ...»

вальс для аккордеона соло 2004.

Пьеса — воспоминание, пьеса — размышление, калейдоскоп эпизодов, объединённых темой странного, прихотливого вальса.

ДИПТИХ «ВОСПОМИНАНИЕ» и «TO THE OTHER SIDE»

для мандолины и фортепиано 2006.

«Воспоминание» — это погружение в мир детства, в мир населённый людьми, которых уже нет, в мир, который приходит к тебе только в счастливом сне. «To the other side» — это мир взрослого человека со своими страхами, болью и надеждой.

«ВЕСТЬ»

для альта и литавр 2000.

«Весть» — это пьеса о тревожном ожидании чего-то неизвестного и неизбежного.

«КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ»

для меццо-сопрано, виолончели и камерного оркестра 2004.

Сочинение написано на языке идиш. На этом языке говорили шесть миллионов евреев, погибших во время Второй Мировой войны.

«ЧЕТЫРЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ»

для балалайки и оркестра русских народных инструментов 2015.

Это сочинение навеяно словами колыбельных песен, написанных на языке идиш . На этом языке говорили шесть миллионов евреев, погибших во время Второй Мировой войны. Каждая колыбельная имеет стихотворный эпиграф.

«ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ»

концерт для оркестра народных инструментов 2008.

Вавилонская башня  – это башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11-й главе книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы возвеличить себя. Строительство башни было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство башни и рассеялись по всей земле. 

«Вавилонская башня» — это музыкальное произведение о бесконечности пути, невозможности остановки в развитии человечества. Рассеяние людей  воспринимается не как возмездие, а как благодеяние и божий промысел. Мир не может говорить на одном языке, как бы замечателен он ни был. Разнообразие, поиски своего пути, обретение своего языка для каждого народа –  вот смысл библейской притчи. Но это нелегкий  путь, это путь, полный неизвестности и трудностей. И все мы обречены идти по нему вперед...

«В ПОИСКАХ ГРААЛЯ»

для скрипки, юного музыканта и камерного оркестра 2004.

У каждого из нас есть заветное желание. Даже не всегда осознавая его, мы всей душой стремимся к чему-то прекрасному, затаённому. Смех ребёнка, тепло руки любимого, детство, когда мама и папа ещё рядом. Сердце замирает... Мгновение счастья — оно пришло или всё ещё свершиться? Где ты, заветный Грааль? У каждого свой, или один для всех?

«СТРАСТИ ПО ИУДЕ»

для баяна и камерного оркестра 1999.

Предательство Иуды? Если предал, то почему на глазах у всех?
За деньги? Зачем деньги Апостолу — казначею? Тридцать серебряных тетрадрахм? Ерундовая сумма по меркам того времени. «Поцелуй Иуды»? Почему трепетный акт нежности и доверия, почему просто не указать пальцем, на того, кого надо арестовать?

Любимый Ученик? Значит, Учитель ошибался в нем?
Как это? Значит, ошибался Спаситель?
А может быть смысл поцелуя и смысл предательства в чем-то другом?
«Делай, то, что ты должен делать, иди и делай!» («Евангелие от Иоанна»).
Каждый из них знал, что уготовано ему судьбой. Иуда знал, что будет проклят в веках. Иисус знал, что умрет в муках, но станет Спасителем для миллионов верующих.
Так что же произошло две тысячи лет назад весенним месяцем нисаном?
Композитор не дает ответа, а лишь читает Книгу и размышляет...
Сочинение написано в 1999 году, за семь лет до того, как «Евангелие от Иуды» было переведено и опубликовано.

«SOTER PONIM» («ЗАБЫВШИЙ НАС»)

для симфонического оркестра 1997.

«SOTER PONIM» означает в переводе с иврита «Сокрытие лица». Еврейская мысль использует это выражение в трагических ситуациях, когда Бог становится для человека как бы недоступен, или вообще исчезает из нашей жизни. Ситуация Холокоста (Катастрофы еврейства) в годы Второй мировой войны именно такова. Когда миллионы людей загоняли в газовые камеры или умерщвляли иным способом, Бог устранился, или как бы устранился — для меня это одно и тоже.Я назвал свое сочинение «Забывший нас». Возможно, кому-то это покажется кощунством, но я чувствую кошмар истребления миллионов людей именно так.

«ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИСАЙИ»

для детского хора и фортепиано в четыре руки 1998.

Детский хор для композитора — любимый инструмент. Сочинение продолжает список произведений для детского хора, таких как «Ключ от королевства, или Чудеса в решете», «Гадания по различным частям тела», «Вредные советы», «Гори-гори ясно», « Stabat mater», «Из русской поэзии», «Псалтырь», «В начале. Из Книги «Бытие».
«Из Книги пророка Исайи» — сочинение о надежде достичь красоты и гармонии окружающего мира и о зле, которое, которое всегда этому мешает.

«ВРАТА НЕБЕС»

для скрипки и камерного оркестра 2000.

Это произведение, безусловно, принадлежит к жанру сольного инструментального концерта. Однако композитор избегает точного наименования жанра, дав сочинению программное название, что является важным для его творческого замысла.
Автор надеется, что, прослушав его сочинение, слушатель без сомнения утвердится в мысли, что над всеми вечными истинами витает любовь — неземная, запредельная, вне мирских чувств и душевного смятения, та самая любовь, которая возвращает человеку веру в смысл бытия.

«МУЗЫКА МЕСТЕЧКА»

для балалайки и фортепиано 2010.

В трогательно-лирических, иногда грустных, иногда забавных образах этого сочинения перед слушателями предстает жизнь еврейского местечка.

«ВРЕМЯ ВСПОМИНАТЬ»

для альтовой флейты, скрипки, альта и виолончели 2002.

Часть тетралогии, состоящей из сочинений, в названии которых присутствует слово «ВРЕМЯ» — «Время Каина», «Время прощать», «Время терпеть», «Время вспоминать».
Одно из редких для композитора произведений, в котором он погружается в мир сдержанной грусти, красоты и покоя. Сочинение имеет также авторские версии для фортепиано и для струнного квартета.

«АДАМ И ЕВА»

для скрипки и баяна 1999.

Сочинение продолжает цикл произведений, написанных автором на сюжеты Ветхого Завета («Содом и Гоморра», «Адам и Ева», «Авраам и Исаак», «В Начале», «Время Каина», «Из Книги пророка Исаии»). Лирическая пьеса с элементами «инструментального театра».

«ДЕТИ СТРАХА»

для фортепиано с оркестром 2002.

Несколько слов о названии сочинения.
Бывают названия, которые ничего не выражают (симфония, сюита, концерт, квартет, опус 44...). Бывают названия, которые почти ничего не выражают («Образы», «Настроение», «Микрокосмос», «Мимолетности»...). Бывают названия, выражающие что-то очень важное для композитора («Поэма экстаза», «Облака», «Уцелевший из Варшавы»...).
Мои названия — агрессивны, направлены на слушателя, на диалог с ним («Время терпеть», «Время вспоминать», «Время Каина», «Страсти по Иуде», «Авраам и Исаак»...). Автору важно дать толчок для слушателя и одинаково дорого согласие с ним или отрицание того, что он делает.
Когда я писал «Дети страха», некоторые из моих друзей говорили, что совершенно не понимают о чем речь; другие говорили, что совершенно не понимают, как можно не понимать, о чем идет речь в этом произведении. Но я чувствую: все мы — «Дети страха». Может быть, следующие поколения не будут знать, что это такое?

«СОДОМ И ГОМОРРА»

для двух саксофонов, ударной установки, клавесина, баяна, голоса и электроники 2004.

Сочинение продолжает цикл произведений, написанных автором на сюжеты Ветхого Завета («Адам и Ева», «Авраам и Исаак», «В начале», «Время Каина», «Из Книги пророка Исаии»). В инструментальном сопровождении используются элементы серийной техники и тонального мышления, а в вокальной партии солиста точная интонационно-ритмическая нотация сочетается с относительной звуковысотностью.

«PRO ET CONTRA»

для альтовой домры с оркестром 2005.

В музыкальной форме этого сочинения, как в жизни и как внутри каждого человека, существуют одновременно добро и зло, любовь и ненависть, свет и тьма — ЗА И ПРОТИВ (PRO ET CONTRA).

Сочинение посвящено Михаилу Горобцову.

«А ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА...»

для скрипки, виолончели и фортепиано 2004.

Автор предлагает каждому слушателю решить вопрос, нужно ли поставить вопросительный знак в конце названия этого сочинения.

«ВРЕМЯ ПРОЩАТЬ»

для балалайки и камерного оркестра 2004.

Продолжает цикл сочинений М.Броннера, связанных с понятием «Время»: «Время терпеть», «Время вспоминать», «Время Каина». Для автора балалайка — струнный щипковый инструмент, обладающий безграничными техническими возможностями и тембральным разнообразием.

Сочинение посвящено Андрею Горбачеву — балалаечнику-виртуозу.

«ВРЕМЯ ПРОЩАТЬ»

для балалайки и оркестра русских народных инструментов 2005.

Жизнь человека состоит из множества разных событий и ощущений. Боль и радость, счастье и страданье всегда рядом. Осознай это и отпусти себя: время прощать. Пролетают мгновения... Иди вперед, принимая с благодарностью жизнь, как бесценный дар, ведь она так прекрасна!

Сочинение посвящено Андрею Горбачеву — балалаечнику-виртуозу.

«ЛЕСТНИЦА ИАКОВА: АНГЕЛ ЛЮБВИ. АНГЕЛ ПЕЧАЛИ»

для струнного квартета 2001.

Мир Богов и мир людей связывает «Лестница Иакова». Лестница, по которой сходят и восходят ангелы. Два ангела — Ангел Любви и Ангел Печали — предстают перед слушателями в этом лирическом, наполненном ностальгической грустью сочинении.

«ТАК ЗАПИСАНО...» («KATUV»)

для фортепиано, баяна и симфонического оркестра 2004.

KATUV (иврит) — буквально означает «написано». Традиционное начало многих религиозных текстов — комментариев, предваряет впоследствии разбираемую цитату; часто употребляется в сочетании «KATUV BА TORA» — «написано в Торе». При этом имеется в виду священный и непреложный характер написанного. В сочинении «Так записано...» (KATUV) автор понимает это выражение скорее как понятие «Судьбы», как представление о предопределенности и неотвратимости событий, происходящих в жизни человека и в мире. Мечты и желания, любовь и отчаяние, страх, надежда, боль, радость — все это переплетено в жизни каждого человека.
«...Быть может, Бог сотворил пустыню для того, чтобы человек улыбался деревьям.... Судьбы всех людей связаны между собой. Нам дано знать все, ибо все уже записано». (П.Коэльо)
Каков смысл пребывания человека в этом мире? Может ли он осознать, ЧТО и КАК ЗАПИСАНО и следовать своей судьбе?.... «Слушай свое сердце. Ему внятно все на свете...» (П.Коэльо).

«МОЛИТВА ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО» (ПАМЯТИ МАТЕРИ)

для смешанного хора 2004.

Автор обращается к простым и искренним словам молитвы основателя монашеского ордена францисканцев, бродячего проповедника и поэта Франциска Ассизского (1182-1226). Он нес людям Слово Божье, говоря с одним, как с тысячей, и с тысячами — как с одним.

«ОДИНОКИЙ ГОЛОС»

концерт для скрипки и симфонического оркестра 1989.

Звучит монолог скрипки... Скрипка — как одинокий голос... Скрипка — как бесконечный голос одиночества... Надежда и отчаяние, радость и печаль, страх, любовь, ненависть, нежность, страдание, — все это — человеческая жизнь. Оркестр — окружающий мир. Голос скрипки — человек, живущий в этом мире. Оплакивание — боль — смерть — жизнь. Эти полюса проявляют смысл сущего, создавая эмоциональное и духовное поле. Порыв духа, преодолевающего смерть. Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Правы ли мы, и как нам быть? Что есть Бытие в высшем значении понятия и сумеем ли мы Быть вообще? Вот вопросы, которые волнуют автора.

«ОДИНОКИЙ ГОЛОС»

концерт для скрипки и симфонического оркестра 1989.

Сочинение написано в характерном для творчества автора жанре одночастного инструментального концерта. Основная музыкальная интонация состоит из малой терции и большой септимы. Сочетание благозвучного консонанса и остро звучащего диссонанса — основной мелодический материал концерта. Из этого интервального соотношения вырастает все сочинение, сочетающее в себе черты сонатности (изменение тональности отдельных партий, разработочный раздел) и рондо (система повторяющихся эпизодов). Солист не «соревнуется» с оркестром, а ведет бесконечный диалог, диалог, в котором автор пытается дать ответы на нравственные вопросы: Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Правы ли мы, и как нам быть? Что есть Бытие в высшем значении понятия, и сумеем ли мы Быть вообще?

«СНЫ ИЗДАЛЕКА...»

концерт для электронного кларнета и камерного оркестра 2003.

«Издалека» для автора категория не только пространства, но и времени. Это ностальгически — светлое сочинение, в котором композитор как будто возвращается в мир своего детства, но смотрит на него глазами взрослого человека. Произведение посвящено Антону Дресслеру. Этот молодой музыкант не только блестяще играет на «живом» (акустическом) кларнете, но и умело использует электронные «примочки», благодаря которым возможности инструмента безмерно возрастают.

«ДЕТСКИЙ УГОЛОК»

для камерного оркестра и слушателей 2006.

В этом сочинении автор предлагает совершить путешествие в сказочную страну — ДЕТСТВО. Кроме того, всем слушателям предоставляется возможность принять участие в исполнении этого сочинения: немножко похулиганить и пошалить. Некоторые из слушателей даже смогут солировать в оркестре, а остальным предстоит нелегкая задача: они будут как бы хором, но не поющим хором, а говорящим. Им предстоит произносить отдельные слова, вздохи и даже придется топнуть ногой. Конечно, звери, которых с помощью слушателей хотел изобразить автор, имеют чисто человеческие черты характера, а какие — вам предстоит услышать и исполнить вместе с оркестром.

Итак, МИХАИЛ БРОННЕР. «ДЕТСКИЙ УГОЛОК».

  1. «Лягушка и воробей».
  2. «Кукушка».
  3. «Вальс печального ослика»
  4. «Обезьянке снится сон...»
  5. «Песенка пожилой козы»

«ОСТРОВ СЧАСТЬЯ»

для балалайки, альтовой домры и оркестра русских народных инструментов 2006.

Для композитора «Остров счастья» — это место абсолютной красоты, любви и покоя, которое каждый человек ищет всю жизнь и иногда находит... Сочинение посвящено первым исполнителям — Андрею Горбачеву и Михаилу Горобцову.

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»

кантата для детского хора и оркестра 1986.

Первая часть кантаты — «Гори, Гори ясно!» Небо... Это первое, что видит ребенок. небо сопровождает человека всю жизнь. пусть будет ясным небо, пусть не погаснут звезды! Вторая часть кантаты — «Пойте!» Малыш открывает мир природы. Здесь и улитка, и божья коровка, и синички-сестрички, и коршун. «Все звери и птицы, все твари земные, летите, бегите, ползите, живите и пойте!». Третья часть — «Колыбельная». Может быть, первое, что слышит человек в своей жизни — это колыбельная, которую поет ему мать. В кантате хор поет тихую, ласковую колыбельную.«Дождь и радуга» — четвертая часть кантаты. До чего же здорово бегать под дождем по лужам, напевая песенки, когда в небе сияет радуга! Снова звучит тема первой части, последний раз мелькают темы всех частей... Посмотри, как прекрасна наша земля! И все мы ее дети...