Михаил Броннер

Цитатник

«Михаил Броннер — многогранный художник, виртуоз оркестрового письма, философ, наделенный талантом виденья истинной сути красоты. Автор целой серии замечательных произведений, в том числе и монументальных — оперных и симфонических, Михаил Броннер обладает удивительным и очень своеобразным стилем, в котором главным признаком самобытности является опора на естественную красоту звуковых комбинаций, выстроенных вместе с тем в весьма необычное формообразование, проистекающее из природы исходного музыкального материала. Особым качеством стиля композитора можно считать высокую степень символической обобщенности идеи. Иногда она получает свое выражение в программных названиях, при этом в произведениях последних лет программность почти всегда связана с осмыслением важнейших, ключевых моментов становления нашей цивилизации. Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Правы ли мы и как нам быть? Что есть Бытие в высшем значении понятия и сумеем ли мы Быть вообще? Вот вопросы, которые слышатся в сложной интонационной вязи музыки Броннера. В манере же преподнесения М.Броннер всегда выразительно красив и чувственен, и в самой этой красоте и в сопереживаниях автора им же воспроизведенных драматических коллизий таится криптографическая сущность ответов».

Композитор Михаил Кокжаев. Армения. «О стиле Михаила Броннера. Триптих «евангелических концертов».

«Сны Каштанки» – новая премьера произведения Михаила Броннера в театре им. Н.И.Сац. Спектакль "Сны Каштанки" открыл дополнительные пласты прозы Чехова в первую очередь благодаря музыке Михаила Броннера. И, кстати, не только музыке, но и своеобразному музыкально-театральному жанру, созданному М. Б. Броннером. «Сны Каштанки» – это особый жанр, в котором музыка многократно усиливает текстовые смыслы и в этом, пожалуй, она вызывает ассоциации с музыкой кино в её высшем кинематографическом проявлении, когда драматическое действие становится совершенно неразрывным единым с музыкой. В этом смысле ближайшая ассоциация – это фильмы Феллини, которые, в сущности, поднимают ведь те же вопросы, что и чеховская «Каштанка» – это поиски опоры в той или иной форме. … Оркестр М. Броннера очень кинематографичен и по составу. Он не привязан к симфоническим канонам, а использует те тембры, которые нужнее здесь и сейчас – это и балалайка, и аккордеон, и саксофон, это и фонограммы, включающие завывание ветра, ржание лошадей, звоны колоколов. Вполне кинематографично выглядят и алеаторические музыкальные фрагменты, которые как бы приостанавливают музыкальное развитие на время перехода публики от одной локации к другой.

Спектакль «Сны Каштанки» оказался очень серьёзным, многоуровневым и очень важным для детей опытом, опытом, пробуждающим душу, потому что каждый в «Каштанке» увидит что-то своё, доступное только тебе – в зависимости от внутреннего возраста, опыта, возможностей…

Что ж, каждый из нас в этой жизни Каштанка…

Владимир Зисман. «Ревизор».

Симфоническая увертюра «Корабль дураков» в версии для русского народного оркестра поставила тему времени и вечности под углом смысла жизни. «Корабль дураков», по формулировке самого композитора – «символ безумного человечества, которое плывет в никуда без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия». Среди звукового хаоса возникают «светлые мысли» – мелодичные реплики у кларнета, но они оказываются ненужными в общей вакхической пляске. Движение суетливой токкаты, синкопированные ритмы растворяют в себе любую идею, обессмысливая и обесценивая, сметая все вокруг. Песня флейты в коде, чистая, как глоток горного воздуха, символизирует островок счастья, неземной цели, которая маячит в стороне от суеты, но остается непонятой.

Ольга Шабунина, ТРЕМОЛО информационно-аналитический канал

«Вечная любовь» (Три романтических послания) для альта, домры и оркестра русских народных инструментов – это история любви, рассказанная в тембрах альта и малой домры. Композитор в своем творчестве не делает разницы между инструментами симфонического оркестра и инструментами русского оркестра – они равны для него, каждый со своими тембрами и возможностями, а потому хорошо сочетаются в ансамбли. В первой части в ритмах медленного танго зарождается разговор, доверительный, содержательный, о чем-то глубоком, философском и, в то же время, личном. Возможно, разговор на расстоянии – ведь это послания, – когда каждое слово взвешенно и обдуманно. Во второй части разговор приобретает взволнованный оттенок, но это скорее не спор, а диспут. О чем? Опять о вечном. Хорал умиротворения в конце подчеркивает объективное начало. В третьей части альт и домра обмениваются выразительными мелодиями. В напряженной середине на остинатном аккомпанементе возникают реплики обоих солистов. После краткого эпизода «разногласия» (уговаривающие интонации альта и капризные возражения домры) побеждает любовь.

Ольга Шабунина, ТРЕМОЛО информационно-аналитический канал

Создатели спектакля («Сны Каштанки») уверенно относят свой новый продукт к жанру музыкального спектакля, где оркестр звучит постоянно. Музыка неотрывно несет в себе многозначные смыслы рассказа Чехова. Сохраняющаяся ритмика авторской прозы и особый способ мелодекламации способствуют тому, что произносимые слова и музыкальная партитура Михаила Броннера становятся неразделимы. В камерный оркестровый состав композитор ввел аккордеон, балалайку, саксофон и фортепиано. Музыканты, как и публика, также сохраняют условие иммерсивности, передвигаясь полным составом по фойе.

Елена Алексеева. Газета «Культура».

«Эта постановка (опера «Гадкий утенок» Михаила Броннера) рассчитана не только на детей, многое в ней тронет и взрослых — получился красивый, невероятно яркий спектакль, призывающий уважать друг друга, быть добрее и терпимее. Поэтому новая работа Театра Сац — замечательный подарок зрителям для душевного семейного вечера.
Финал оперы предстал почти голливудским апофеозом — на сцене чуть ли не половина оперной и балетной труппы, долгое сияющее тутти оркестра и хора переливалось красочными гармониями. Музыка продолжала звучать и на поклонах вместе с нескончаемыми аплодисментами. Наделенная динамикой, элементами юмора с сохранением серьезности философского смысла, старая литературная сказка обрела современную яркую сценическую жизнь. «Это просто феерический восторг!», — говорят на выходе дети и родители, а овации и полный зал служат наилучшим тому подтверждением».

Журнал «Музыкальная жизнь» Ольга Новикова

«Музыку оперы писал Михаил Броннер. Это его третья работа в Детском Музыкальном и вторая работа с Георгием Исаакяном Написанный для полноценного симфонического оркестра, двух десятков персонажей, большого хора и балетного ансамбля лебедей «Гадкий утенок» — это и есть та самая большая опера. Музыкальная сторона спектакля заслуживает самого большого внимания. Сказка в очередной раз доказывает, что она же может быть куда серьезнее самых серьезных книг. Вероятно, поэтому большой режиссер и большой композитор и приходят в детский театр».

РЕВИЗОР.ru Информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом Вячеслав Уваров

«Автор музыки оперы Михаил Броннер уже давно пишет для маленьких зрителей. Говорит, что обратился к «Гадкому утенку», чтобы напомнить еще раз о том, как трудно быть одиноким и непохожим на других. А жанр оперы помог в новом прочтении сказки Андерсена. «Это работа души», — говорит композитор Михаил Броннер».

РОССИЯ К Новости культуры

«В Театре имени Наталии Сац прошла премьера детской оперы «Гадкий утенок» ко Всемирному Дню театра. Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая сказка. «Гадкий утёнок» — детская опера, позволяющая юным зрителям приобщиться к миру оперного искусства и симфонической музыки. Разнообразные арии, ансамбли и хоровые сцены представят всё многообразие форм большой оперы, впечатляющее звучание симфонического оркестра покорит палитрой тембров, а необыкновенно красивые декорации и эффектные костюмы сделают эту сказку незабываемой. Этот спектакля направлен на то, чтобы приобщить ребёнка к миру оперы, привлечь его к высокому музыкальному искусству. Спектакли детской оперы «Гадкий утёнок» подарят самые незабываемые впечатления и станут настоящим праздником.

EVENTUM

«Недавно состоялась премьера оперы «Гадкий утенок» по Андерсену в большом зале театра Сац. Я выступал как один из либреттистов этой оперы и, понятно, с нетерпением ожидал спектакля. Опера превзошла все мои ожидания — и, в первую очередь, работа композитора Михаила Броннера, режиссура, оркестр, актерские работы, превосходные костюмы и декорации выше похвал!
Спасибо композитору и театру за то, что этот день был в моей жизни!»

Писатель Михаил Горевич

«Сказка Андерсена «Гадкий утенок» ожила на сцене театра Сац. Рассказать знакомую сказку по-новому решился известный композитор Михаил Броннер. В этом спектакле артисты будут и петь, и танцевать — ведь именно так решил представить эту сказку композитор, который написал много замечательной музыки для взрослых, но очень любит сочинять и для детей».

Газета «ТРУД» www.ТРУД.ru

«Рецепт для оперы, которая будет интересна и детям и взрослым, очень простой. Нужно взять известную сказку, добавить мелодичную и яркую музыку (именно такую написал композитор Михаил Броннер, уже создавший для Детского музыкального театра несколько опер) и зрелищные и очень «сказочные» декорации. И конечно, талантливую, изобретательную режиссуру — поставил «Гадкого утенка» сам худрук театра Георгий Исаакян. Все вместе — очень хороший детский музыкальный спектакль».

UT TV

Нельзя не отметить высочайший профессионализм композитора, который сумел вовлечь детскую аудиторию в пространство сказки, вызывая искренние чувства у юных слушателей…. Хоровой финал завершается общим для всех текстом: «мечта», «счастье», «чудо – это жизнь!». Эти слова звучат в унисон со словами композитора, помещенными в программке. «Эта сказка вовсе не о том, что если ты будешь хорошо себя вести, то перестанешь быть гадким утенком, – напутствует детвору М. Броннер. Эта сказка о том, как трудно быть не таким как все. Посмотрите, какие вы разные! И это замечательно! Главное – верить, что ты особенный, верить в себя, и тогда случится настоящее чудо – твои мечты сбудутся!...».

Журнал «Universum: Филология и искусствоведение» Олеся Горбатова

ИЗ ОТЗЫВОВ ЗРИТЕЛЕЙ об опере «ГАДКИЙ УТЕНОК»

«Гадкий утенок» — лучший спектакль театра Сац! Идеальная постановка для знакомства детей (лет от 6) с оперой и балетом. Впрочем, взрослые и знатоки тоже не разочаруются. Прекрасная музыка, великолепные голоса актеров, идеальная хореография. В этом спектакле всё на высоте. Мои 5 и 11 летние дочери вышли с горящими от восторга глазами. Ручей Живая вода, Кот, Лиса и маленький Гадкий утенок их покорили!

03.02.2017 NeS

«Если честно, я не думала, что опера может быть такой:
- понятной
- красивой
- детской!
Если уж совсем честно говорить, то я очень опасалась, что дочке будет скучно. Во- первых, сказка детская, во-вторых, опера! Но в антракте ребенок тоже честно мне сказала: «Мама, я думала, будет скучно! А мне нравится!».

28.03.2017 Elena KKK

«Это замечательный спектакль – опера «Гадкий утенок»! Мы с детьми 12 и 9 лет получили огромное удовольствие. У каждого персонажа свой характер, интересно наблюдать, как это выражается музыкой и пением. Спектакль получился очень динамичный, яркий, эмоциональный, где-то веселый и смешной, где-то грустный».

01.02.2017 СиМ

«Сегодня в музыкальном театре Сац я с тремя дочками посмотрели интересную постановку «Гадкого утёнка». Это опера с элементами балета. И это просто феерический восторг!
И сама постановка, и игра актеров, и великолепный оперный вокал и костюмы. Я волновалась, что младшей дочке может быть тяжеловато (ей 4,5 года), но нееет! Она была в таком восторге, что иногда даже повизгивала от удовольствия. И младшая дочка, и вместе с ней средней, 6,5 лет, просто потеряли голову от Кота! Так что понравилось всем нам. Восторг и вдохновение! Отличный вечер. Великолепный спектакль».

19.11.2016 Светлана

Составная форма каждой из трех частей «Романтического концерта» для аккордеона и оркестра русских народных инструментов дает возможность композитору играть контрастами, соединяя фольклорное и авангардное, спокойное и тревожное, созидательное и разрушительное…Композитор вплетает в сочинение мотив времени, противопоставляя временное и вечное, суетное и надмирное. В финале полнозвучный аккордеон, как полноводная река, заполняет пространство... Основательное получасовое полотно стало ударным завершением первого дня двадцатого юбилейного фестиваля «МУЗЫКА РОССИИ 2023»

Ольга Шабунина, ТРЕМОЛО информационно-аналитический канал

«Я горжусь тем, что для нас, для оркестра написан «Белорусский концерт» – это редкий случай, и это знак взаимного уважения наших стран и культур».

Евгений Бушков. Главный дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси. В связи с премьерой произведения М.Броннера «Белорусский концерт» для цимбал и камерного оркестра».

«Подарком к юбилею Минского камерного оркестра стала только что написанная партитура «Белорусского концерта», российского композитора Михаила Броннера для цимбал и оркестра. Круглая дата — повод серьезно поразмышлять о жизни и судьбе. Концерт, открывающийся с эпического зачина, затем вовлекает слушателя в вихрь эмоций — исступленно-смятенных, раздумчивых, скерцозных, умиротворенных. Венчает все триумфально-победительная кода, воспринимаемая как закономерный итог всего развития. Публика с воодушевлением встретила премьеру».

Евгения Кривицкая. Журнал «Музыкальная жизнь».

«Кульминацией заключительного концерта V музыкального фестиваля «Кружева» стала мировая премьера увертюры для фортепиано, скрипки, виолончели и оркестра народных инструментов «Вологодские кружева». Авторство увертюры «Вологодские кружева» принадлежит лауреату премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича Михаилу Броннеру. Это один из ярких современных композиторов, на счету которого более 200 сочинений, звучавших на концертах и фестивалях в России, Германии, Канаде, Китае, Монако, Греции, Великобритании, Франции, Италии, Швейцарии, США и др. «Вологодские кружева» Михаила Броннера публика восприняла с интересом. В этом произведении тонкое лирическое начало — выразительно соло флейты, словно нить кружева. Развитие темы подхватили скрипка, фортепиано и виолончель. Еще один лейтмотив — колокольный перезвон. Бой часов — знаковый атрибут Вологды, ведь почти каждый гость города обязательно приходит на Кремлевскую площадь. Интересен и тот факт, что «Вологодские кружева» — это одно из немногих произведений, заказанное для оркестра народных инструментов, скрипки, виолончели и фортепиано».

Ирина Сорокина. «Cultinfo.ru» Культура в Вологодской области.

«Мировой премьерой увертюры для фортепианного трио и оркестра народных инструментов «Вологодские кружева» завершился в воскресенье музыкальный фестиваль в Вологде. Даже ведущие музыковеды не смогли припомнить подобного прецедента, вызванного не желанием эпатировать публику, а стремлением утверждать новое и современное в классическом музыкальном искусстве языком не вычурным и абстрактно-абсурдным, но понятным большинству настоящих любителей классической и народной музыки».

Алексей Колосов. «Вологодская областная газета «Красный Север».

««Сад слез» Михаила Броннера — пронзительное, философское произведение, своим удивительным, своеобразным стилем, сложной интонационной вязью уверенно ломающее границы прекрасных канонов духовных хоралов. В произведении, написанном на канонический текст Lacrimosa для смешанного хора и солирующей виолончели, ее партия, великолепно исполненная Вадимом Ларчиковым, акцентировала и объединяла в единое целое голоса скорбей и надежд человеческих — страдающая, мыслящая, живущая запредельным знанием».

Мария Некрасова. «Одесский вестник».

«Последние удары сердца, последние минуты жизни. Заключительные такты пьесы не приносят ответа, замирая на полуслове».

Инесса Двужильная. Михаил Броннер. «Еврей: Жизнь и Смерть». В книге: «Тема Холокоста в академической музыке» Гродненский Государственный Университет имени Янки Купалы, Гродно, 2016.

«Главная составляющая оперы «Съедобные сказки» — удивительная музыка композитора Броннера: яркая, порой даже эксцентричная, она полна прекрасной мелодики, игривых ритмов, узнаваемых стилей самой разных пластов музыкальной культуры. Радость узнавания, восхищение красотой музыкального языка — эти необходимые любой опере атрибуты с лихвой присутствуют в партитуре Броннера. От спектакля получаешь заряд бодрости. Уходишь с него обогащённый новыми смыслами — удивительно, но ожидать этого от камерной оперы в детском театре заранее было совершенно невозможно. Опера с гастрономическим названием оказалась приятным сюрпризом, как в музыкальном, так и в театральном плане. Её просто необходимо посмотреть всем детям — в качестве пособия по человеколюбию».

Александр Матусевич. «Позитив гастрономической оперы».OperaNews.Ru / Все об опере.

«Музыкальный язык оперы «Съедобные сказки» разнообразен, как в плане мелодики, гармонии, так и в отношении ритма, жанровых и стилистических наклонений, инструментовки. Звучание партитуры легкое и насыщенное одновременно. Композитор мастерски использует избранные темброво-инструментальные ресурсы, чередуя звучание тутти и соло, сочетая соло с ансамблем, активно задействуя возможности ударных, что создает впечатление большого оркестра. Веселая ансамблевая песня, и лирическая сольная кантилена. Выразительный речитатив, тонально-модальные, свежо звучащие гармонические структуры, прихотливо-синкопированные, упруго-стремительные ритмы, природа которых коренится в рассчитанной импровизированности, подобно ритмика Стравинского и ритмике джаза, солирующие кларнет, флейта, скрипка, виолончель, разнообразные ударные, элементы регтайма, квикстепа и даже рэпа — все это очень удачно характеризует сценические образы и ситуации. После посещения «Съедобных сказок» в памяти остается очарование сюрприза. Возможно, он ждет того, кто открыт музыке и радостной игре спектакля, ценителя всесторонне качественного музыкального театра, музыкальной режиссуры с прекрасным художественным вкусом, современной и оригинальной».

Ю.Е.Николаева «Композитор в современной мире» Материалы научно — практической конференции Седьмого пленума Челябинского отделения Союза композиторов России.

«Композитор – а это очень талантливый и яркий мастер Михаил Броннер – опирался на либретто, позволившее ему создать детскую оперу-симфонию. В ней, с одной стороны, господствует яркий мелодический разлив, образный и выпуклый тематизм, усиливающий столь важное для оперы вольное движение, музыкальное саморазвитие. С другой же стороны, налицо продуманность драматургии, с необходимыми как для сцены, так и для симфонии контрастами образов и ситуаций, общих и крупных планов, темповых и тембровых характеристик... Композитор мастерски играет со стилями и жанрами: разлив лирического тематизма сменяют вольные ритмы джазовой стихии, а жанровые эпизоды танцевального плана – гимническая мажорность заключительного хора. На мой взгляд, удача новой работы Михаила Броннера заключается в том, что в ней гармонично сосуществуют мысль, которая прочувствована, и чувство, что тонко осмыслено. В этом плане можно поставить работу Броннера в один ряд со сценическими опусами Равеля и Бриттена».

Елена Долинская. Журнал «Музыкальная жизнь». В связи с премьерой оперы М.Броннера «Съедобные сказки».

«Музыка совершенно потрясающая. Михаил Броннер — композитор, мне кажется, что он невероятно талантливый. Он сумел уловить именно то, что нужно маленьким детям. Несомненно, интересно это слушать».

Маша Трауб — писатель, автор книги «Съедобные сказки» об опере М.Броннера «Съедобные сказки». АФИША@mail.ru.

«Постановка оперы «Съедобные сказки» М.Броннера, выпущенная к 110-летию со дня рождения Н.Сац, стала главным событием театра в нынешнем сезоне... «Сказки» фактически проложили новое направление в современном музыкальном театре для детей. Разнообразная, интересная авторская музыка со своими композиторскими «ноу-хау» и запоминающимся стилем, вписанным в актуальное искусство... Спектакль вошел в пятерку лучших детских представлений 2013 (по версии Weekend)».

Екатерина Ключникова. Газета «Музыкальное обозрение».

««Съедобные сказки» оказались по душе и маленьким зрителям, и их родителя. ...В опере «Съедобные сказки» ни о простоте, ни о тем более, примитивности и речи быть не может. Это сложная музыка по интонационному строю, ритму, гармонии, которая помогает раскрыть идею сложного мира, частью которого уже является ребенок».

Мария Тихомирова. «Российский музыкант».

««Съедобные сказки» — это спектакль для детей, который и взрослым не даст зевать от скуки. Добро и зло, мудрость и жестокость, правда и ложь, дружба и одиночество — вечные темы детской (и не только) литературы в «Съедобных сказках» становятся «вкусными» для всех. Просто о самом главном, без нравоучений и занудства, спектакль говорит о том, с чем приходится сталкиваться каждому ребёнку и каждому взрослому. Добрая, занимательная и мудрая современная опера-сказка станет первой новинкой юбилейного сезона, посвящённого 110-летию со дня рождения Наталии Сац. Музыкальные «Съедобные сказки» позволят задуматься детям о том, что такое послушание и порядок, сила и терпение, дружба и любовь. А взрослым напомнят, как важно не забывать об искренности и доброте».

«ОРЕАНДА-НОВОСТИ»

«Но более всего, конечно, «окормляет» музыка композитора Михаила Броннера... ну, не знаю... у меня слёзы текли... а меня трудно музыкой удивить. Броннер — гений, конечно».

Марина Савины, Главный редактор журнала «День и Ночь», Красноярск. О сочинении М.Броннера «Время прощать».

«Алексей Уткин, которому в этом году исполнится 55 лет, отметил свой юбилейный сезон интереснейшей мировой премьерой — исполнением девятичастного вокально-инструментального цикла Михаила Броннера «Золотой осел». Сам Броннер — яркий представитель московской школы, воспитанник класса Тихона Хренникова, создатель камерных сочинений для весьма необычных инструментальных составов. Хорошо известен его «Еврейский реквием», с триумфом отыгранный в шести городах Германии. В данном случае перед нами было развернуто философско-музыкальное полотно из девяти частей-метаморфоз по мотивам классического романа Апулея. Рядом с традиционным составом оркестра публика сразу заметила электрическую колонку, время от времени вплетавшую в общую инструментальную картину резкие и неожиданные созвучия, придававшие общему звучанию гротескную атмосферу и смеховое начало. То есть именно то, что и было заповедано Апулеем, у которого рассказчик многозначительно обещает: «Вот сплету тебе басни на милетский манер». Именно это философско-повествовательное начало и требовалось воссоздать на сцене. Что и было сделано вполне убедительно. ... Неожиданные звуковые штрихи придали броннеровской трактовке сюжета поразительную достоверность.«Иа! Иа! Деньги не пахнут...» — это мало точно спеть, это надо сыграть. И Валерий Микицкий достигает своей цели играючи, с поистине эллинистическим эпикурейством. Юноша, превращенный в осла, переживший немало мучений и в итоге познавший истину, — не такая уж простая партия. К финалу эпикуреец должен превратиться в стоика — вот самая главная метаморфоза. Она удалась. Немало для этого постарался и автор цикла, лично стоявший за дирижерским пультом».

Евгений Белжеларский, журнал «Итоги». В связи с мировой премьерой сочинения М.Броннера «Золотой осел». Представление для певца, гобоя и камер камерного оркестра в 9 метаморфозах по произведению Апулея «Метаморфозы, Или Золотой осел».

«Крестовый поход детей» буквально завораживает своей трагической страстностью и пронзительной болью. Рассказанная в нем реальная история о Крестовом походе детей, направленных по наущению взрослых спасать Палестину от неверных, воспринимается автором как современная и удивительным образом проецируется на настоящее, приобретая общечеловеческие вневременные черты и гуманистический пафос. При этом композитор не боится быть предельно эмоционально открытым в обличении зла, искалечившего детские души. Эффект получается потрясающий!»

Т. Егорова. Журнал «Музыкальная жизнь», 2010.

«Среди современных композиторов Михаил Броннер давно заявил о себе как о персоне неповторимо индивидуальной. Среди созданных им произведений трудно найти жанр невостребованный. «Русский Декамерон» множит число побед композитора. Главная удача композитора в том, что он гармонично объединил в сочинении разные стилевые потоки, которые естественно дополняли друг друга и вкупе были призваны создать единую звуковую ауру. «Русский Декамерон» имел грандиозный успех. Премьера действительно состоялась на мировом уровне».

Доктор искусствоведения, профессор Е.Б. Долинская. Журнал «Музыкант-классик», 2010.

«Михаил Броннер — композитор замечательный, лауреат премии имени Д. Шостаковича, вручаемой союзом композиторов России. В программе юбилейного концерта он постарался показать разные стороны своего блестящего дарования. Я отметил для себя использование неожиданных инструментов, например, домры. Ещё более неожиданным было участие солирующих тубы и скрипки в сопровождении струнного квинтета, в исполнении цикла «Восемь еврейских песен». Броннеру совершенно не присущи стилизация и обработка известных мелодий: все мелодии — его. Он мелодист — что в современной музыке большая редкость. Нужно вслушаться в мелодии из открывавшей концертную программу «Лестницы Иакова» для струнного квартета. Вот Ангел любви. А вот Ангел печали. О чём бы ни пели ангелы — «точки покоя» в их пении нет. Есть тревога. Есть неостановимое движение».

Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса». В связи с авторским концертом М.Броннера в Одессе 14 марта 2012 г.

«Возможно, впервые в истории музыки образ Иуды трактуется не отрицательно, а наоборот, муки Иуды соотносятся с крестными страданиями Христа. Такова одна из величайших гуманистических идей ХХ века, воплощенная в сочинении М.Броннера. Он достигает в своей музыке огромной психологической глубины и силы воздействия. В баянной литературе появился новый жанр — пассионы и новая духовно-религиозная сфера образов. И первыми образцами этого жанра стали два выдающихся сочинения С. Губайдулиной и М. Броннера. Образы Иисуса Христа и Иуды воплощены с потрясающей глубиной. При этом блестяще реализованы тембровые, сонористические возможности баяна. Они способствовали большой эмоциональной выразительности музыки, где взаимодействие психологического и изобразительного аспектов дало удивительно глубинный результат».

О.Васильев «Страсти по баяну». О произведении М.Броннера «Страсти по Иуде».

«В музыке Броннера я с первых тактов ощущаю дыхание жизни, непосредственность эмоций, да еще каких! Вот его «Времена года» для струнного квартета, флейты и кларнета... Прозрачность звуковой ткани, классичность стиля и неожиданный щедрый мелодизм. Начальная мелодия первой же пьесы поражает своей воздушностью и чувственной прелестью. Пьесы этого цикла откровенно «звукоизобразительны... «Сад снов» для виолончели и баяна кажется даже не модерном, а постмодерном. Главное здесь — не мелодизм, а тембровые краски, неожиданные и характерные звучания. Это и впрямь мир сна — странный, тревожный, загадочный, завораживающий. Пьеса «А завтра будет лучше, чем вчера» для скрипки, виолончели и фортепиано возвращает нас в мир классических интонаций. Слушая эту музыку, не очень веришь в лучшее «завтра». Атмосферу тревоги создают хрупко-стеклянные пассажи, контрастирующего с партией струнных фортепиано. Воздушная мелодия скрипки, как будто вздох, разрядка после напряжения. Вздохи скрипки, отчего-то печальные, выдают подспудный драматизм жизни.Ничем не прикрытая трагедийность звучит в «Колыбельных песнях» для сопрано и струнного квартета. Слушатели были потрясены, устроив композитору и исполнителям овацию. Потрясением был Концерт для скрипки, виолончели и камерного оркестра «A DUE». Удивительная музыка! Произведение Броннера вдруг дало ответ на вопрос, какова картина сегодняшней жизни. Через все произведение проходит лейтмотивом мелодия, как будто вопрошающая: что такое наша жизнь? И нет ответа. Только в финале истаивает долгая кантилена виолончели. Миг гармонии? Конец игры? Конец жизни?».

Илья Рейдерман. Газета «Вечерняя Одесса».

«Это музыка, излучающая красоту и моцартовское сияние, вершина виртуозного и гармоничного совершенства. Слушание её приводило в состояние восторга. Казалось, то клубящиеся, то взмывающие мелодические потоки подходили к повисающим в высоте звукам и, прикоснувшись к ним, уплывали в бесконечность. И в этой прозрачности, легкости, светоносности, будто с небес, изливалась любовь, любовь без конца и без края...».

Журнал «Музыка и время» о сочинении М.Броннера «Врата небес».

«Композитор резко, открыто «говорит» о себе, о своем времени, подчеркивая мысль о страшном мире несвободы, в котором и страх, и боль, и постоянное унижение ломают индивидуальность».

Инна Ромащук. «Российская музыкальная газета».

«М.Броннер не просто композитор, но еще и философ, которого интересуют судьбы мира. Обращает на себя внимание внутренняя и даже внешняя связь его сочинений «Время терпеть», «Время вспоминать», «Время Каина». По словам самого композитора, они объединены общим внутренним смыслом. В Библии его волнуют особые, сложные ситуации, неразрешимые коллизии. И его музыка выражает остроту этих ситуаций в интеллектуальном их преломлении».

Вячеслав Рожновский. «Российская музыкальная газета».

«Это современная, яркая, необычная музыка... Михаил Броннер вложил тему судьбы человека и мира в свое произведение. Пианист Сергей Айзенштадт, один из исполнителей сочинения «KATUV» отметил, что «Михаил Броннер — необычный композитор, экспериментатор, его музыка стоит особняком, она построена на эмоциях, она очень яркая... Музыка Броннера обращена к чувствам...» (Любовь Берчанская. «KATUV» — все записано» «Владивосток». В связи с первым исполнением во Владивостоке произведения М.Броннера «KATUV» («Так записано...») для симфонического оркестра, баяна и фортепиано).
«Все было прекрасно: роскошь мелодий, сочность, убедительность образов героев, неуемная фантазия, виртуозное мастерство оркестровки с интересными инструментальными находками. Я поняла, что автор любит и знает детей и чрезвычайно ответственно относится к сочинениям для детской аудитории».

Галина Снитковская. Журнал «Музыка и время» об опере М.Броннера «Золотой остров» в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац.

««Soter ponim» (Забывший нас...) своего рода инструментальный реквием, или попытки пения, которые пересекаются ударами оркестра, или экспрессивные сгустки напряжения и робкие лирические мотивы — воспоминания. Или истаивание голосов и высоко поднятая регистровая «планка», к которой устремляются вопросы-интонации. «Страсти по Иуде» и «Евангелие от саксофона» — своеобразный инструментально-симфонический диптих. Он напомнил нам о Евангелии и о Страстях и вывел на первый план голоса-тембры саксофона и баяна — весьма характерные для времени поисков новых «героев». Саксофон («Евангелие от саксофона») поет вкрадчиво, порой даже чересчур нежно. И баян («Страсти по Иуде») старается подстроиться под общее звучание струнных. Голос саксофона сливается с оркестром струнных и порой едва различим. Так трудно бывает отделить сладкую ложь от правды. Голос баяна, напротив, остается вдали от всех. Усиливает эффект отторжения шепот оркестрантов — это имя вечно предающего. Вопрос-выдох в самом конце «Иуда?» И хотя композитор весьма конкретно живописует исчезновение голоса баяна вплоть до свистящего движения закрывающегося инструмента, усиливается чувство, что все когда-то происходившее повторяется. Почему так случилось, что сегодня поиски какой-то «особой благой вести» владеют умами? Почему сострадаем жестокости и топчем чистоту? Почему?».

Инна Ромащук. «LUX» Михаила Броннера». «Российская музыкальная газета».

«Сочинение «A DUE» для солирующих скрипки виолончели со струнным оркестром заметно выделяется в творчестве композитора своей удивительной эмоциональной раскованностью, позволяющей воссоздать в музыке богатейший спектр человеческих чувствований и переживаний. Композиция сочинения, которая воспринимается как свободное, ничем не скованное повествование о жизни человека, полной любви, радости, отчаяния и, конечно, надежды на то, что если ты не один, — все можно преодолеть, драматургически обоснована, в ней есть внутренняя контрастность, подъемы и спады эмоционального напряжения».

Алла Григорьева. Журнал «Музыка в России».

««Музыка местечка» для кларнета, струнного квартета и фортепиано. В какой-то момент кажется, что играет маленький оркестрик, и если это — веселье, то какое-то душераздирающее, эти танцевальные ритмы — на пределе отчаяния. А завершается всё... как бы шутливой музыкальной фразой. И вдруг я соображаю: «этого местечка» больше нет. Призрак местечка. И «призрак музыки». Вот что меня мучило: ощущение призрачности. Эта музыка — даже не вспоминание о том, что было. Она звучит над бездной. Эта бездна — не только уничтоженное местечко, но и вся наша современная жизнь. Вот музыка мира, утратившего свои основания».

Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса».

«Поэтическое видение автора, трепетный лиризм, пленительный мелодизм, естественность музыкальной интонации — все вызывает радость и некоторое удивление. Редкая в современной музыке тяга к мелодии естественной и благородной».

Журнал «Музыка и время» о произведении М.Броннера «Времена года, венок Чайковскому. Посвящение и 12 пьес» для флейты, кларнета и камерного оркестра.

«Мы стали свидетелями триумфальной премьеры концерта для альтовой домры, имеющего название «Pro et Contra», произведения, безукоризненно выполненного по форме и приемам развития».

Нина Грязнова. «Российская музыкальная газета». В связи с исполнением сочинения на IV Фестивале современной музыки для народного оркестра.

«Время терпеть» и «Время вспоминать» — своего рода развернутая симфоническая поэма в рамках жанра квартета, воспринимающаяся как образ пережитого, постлюдия; а рядом — колоритное сугубо камерное сочинение «Каддиш по уходящему веку». Отпевание века, который все не может отпустить нас, его современников. «Каддиш» — странные похороны танцующего века. Мимолетные напоминания «знаковых» ритмоинтонаций ХХ столетия, пульсирующее движение, за которым угадывается танго-тарантелла...».

Инна Ромащук «LUX» Михаила Броннера. «Российская музыкальная газета».

«С Михаилом Броннером очень легко работать, потому что он ко всем вопросам относится творчески. В период работы над музыкой балета он показал себя не только как композитор-симфонист, но сумел стать, по существу, соавтором постановки, композитором — сорежиссером».

Дмитрий Брянцев, главный балетмейстер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

«Балет М. Броннера «Укрощение строптивой» станет классикой театра».

Михаил Малыхин, «Новые известия» 2004.

« — Пронзительная музыка Броннера... Где они нашли такого композитора? Ни разу не слышала ни одной другой вещи — ни до, ни после».
« — Очень хороший композитор. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, например, идет его балет «Укрощение строптивой».

Из отзывов на фильм «Неудача Пуаро». TVCameClab 2003 июль.

«Исполненное на «Московской осени» сочинение М.Броннера «Сад слез» для хора и виолончели поражает дивной красотой».

Сергей Бирюков. Газета «Труд».

«Вокальный цикл Михаила Броннера «Шесть прощаний» на стихи М.Метерлинка хорошо выстроенное произведение, безупречное по своему тематическому развитию».

Ирина Северина. «Российская музыкальная газета».

««Симфонические песни» Михаила Броннера на стихи Р.Бернса — это одно из наиболее ярких сочинений IV пленума Союза композиторов СССР, отличающееся изобретательной и броской оркестровкой».

М.Чаплыгина. Газета «Советский музыкант».

«Михаил Броннер — выдающийся композитор России. Он обладает высоким профессионализмом, тонким ощущением театра. Это позволило ему написать оперы и балеты, которые идут в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича — Данченко и в Музыкальном театре для детей имени Наталии Сац, пользующиеся большим успехом у публики. Особенно хочется отметить балеты «Укрощение строптивой» по Шекспиру и «Оптимистическая трагедия» по Вишневскому, блестящая и выразительная музыка которых всегда меня восхищала. Кроме музыки для театра, М.Броннером написано много музыки симфонической, камерной, музыки для детей, произведений для разных инструментов, которые находятся в репертуаре известных исполнителей».

Композитор Т.Н.Хренников. Лауреат Ленинской премии, Лауреат Государственных премий, Народный артист СССР, профессор.

«Из премьер наиболее интересным показалось произведение М.Броннера «Время терпеть» и, в особенности, его драматургия. Впрочем, и во многих других композициях этого автора она не подчиняется общепринятым схемам. Сложная драматургия с постоянными сменами типов движения и фактур, а также активными тематическими преобразованиями, вероятно, объясняется скрытой программой».

Ирина Северина. «Российская музыкальная газета».

«Вокальный цикл Михаила Броннера «Анна Ахматова» произвел на всех большое впечатление и имел заслуженный успех, так же, как его хоровой концерт «Вересковый мед» на стихи английских поэтов, исполненный на «Московской Осени».

Композитор Тихон Хренников в статье А.Кокарева «Музыка молодая». «Московский комсомолец».

«На фестивале «Московская осень» выделяется хоровой концерт М.Броннера «Вересковый мед» — образно-яркий, написанный чистыми светлыми красками».

Композитор Александр Чайковский. Журнал «Музыкальная жизнь».

«С Михаилом Броннером я беседовала трижды. Сначала — в доме композиторов, где его сочинения играл Вологодский губернаторский оркестр русских народных инструментов. Потом на концерте хора «Полет» вместе со всеми повторяла: «Наш любимый композитор». Его музыка для «непослушных» детей гораздо интереснее причесанной классики. Впрочем, Броннер — композитор классический по мастерству. Виртуоз оркестрового и хорового письма».

Ирина Маслова «Мысли в звуках!» Газета «Жуковские вести». В связи с концертом Хоровой студии «Полет», посвященном юбилею М.Броннера.

«Произведение, поражающее мощью драматизма, стихией отчаяния, от которого становилось страшно и немного жутковато — это «Содом и Гоморра» Михаила Броннера. Невероятно ярко и выразительно раскрыл композитор мир древнего библейского сюжета — страшный «разгул порока», «апофеоз низших сил».

Е.Захарова. Журнал Музыкант-классик».

«Броннера увлекла набоковская поэтика, особенностью которой является синтез мистичности и конкретики. Броннеру удается музыкально зафиксировать каждую стадию их психофизического состояния, особенно перехода из одного в другое. Музыкальные номера стилистически разнообразны (здесь и наивный романс, и ария пагубной страсти, и мечтательные, и бытовые дуэты, и куплеты удачливого бизнесмена, и истерический монолог, и вальс-порыв, и предсмертный бред, и гимн вечной красоте).Музыка М. Броннера точно передает различные состояния, чем способна вызвать прежде всего чувственную реакцию».

Евгений Фридман, поэт, драматург, автор либретто трагимюзикла М.Броннера «Король, дама, валет» по рассказу В.Набокова.

«...Наконец, о жемчужинах концерта — о двух необычайно глубоких произведениях Михаила Броннера, одного из известных композиторов Москвы, и автора целого ряда символических произведений на еврейские темы. «Еврей. Жизнь и смерть» — пьеса для виолончели и фортепиано. Это жизнеописание нелегкой судьбы человека, родившегося, чтобы жить и вынужденного трагически уйти из бытия. ...В звуках этой музыки слышится эхо Холокоста. И в наших душах оно отзывается колокольным звоном памяти об армянской трагедии. «Лестница Иакова» Михаила Броннера, напротив, лирична и очень красива. Квартет «Linos» сумел воплотить в своем исполнении все нюансы этой изысканной музыкальной мозаики».

Михаил Кокжаев, композитор, газета «Новое время». Армения. В связи с исполнением произведений М.Броннера на Международном фестивале «Music and poetry by Jewish Authors» в Армении.

«Вся жизнь человека — от рождения до смерти. Энергичное движение, стремительные скольжения звуков. Что это — упоение жизнью, любовь? И вдруг мысль: как быстро жизнь идёт! И какие-то тревожные звуки — словно бы вторжение беды. А может, это не беда, а та самая наша привычная взрослая жизнь с её крайним напряжением, доводящим до отупения? И альт поёт, и песня души человеческой пытается устоять, но во всём этом чувствуется уже какой-то надрыв. И, кажется, что сил у человека не хватит. Бешеная гонка жизни. ...Вот рассыпаются, как горошинки, отдельные ноты — пиццикато альта, и даже просто глухой удар по инструменту. И какой-то шорох — уже запредельный «оттуда»! А в финале — дующий «оттуда», из небытия, чёрный ветер. Слушатели кричали «браво». Они устроили настоящую овацию. Редкий случай, когда произведение современного автора, написанное отнюдь не простым музыкальным языком — так эмоционально захватывает. Это — победа. С которой можно поздравить Михаила Броннера».

Илья Рейдерман. «Одесские Известия». Об исполнении концерта для альта и камерного оркестра «Трансформация души».

«Самым знаменательным стал заключительный номер программы: камерный хор Соны Ованесян «HOVER» и солист Арам Талалян проникновенно исполнили замечательное полотно Михаила Броннера «Сад слез».Cочинение написано на канонический текст «lacrimosa» для смешанного хора, колокольчика и солирующей виолончели. Публику покорили глубокомыслие и красота музыки М.Броннера в великолепном исполнении — и хор, и солист сумели выразить сакральный смысл скорбной музыки, звуки которой отзываются в душах слушателей напоминанием о трагедиях холокоста и геноцида армян 1915 года».

Газета «Новое время». Армения. О Втором национальном виолончельном фестивале имени Геронтия Талаляна.

Немецкая пресса о мировой премьере «Еврейского Реквиема» в Германии.


«Каждый из нас может быть благодарен за то, что это произведение, сочиненное в конце отмеченного бесконечной цепью страданий столетия, подарило людям надежду и примирение. Стоя, овациями, публика благодарила композитора за эту грандиозную музыку».

«Neue Westfalische» Немецкая пресса о мировой премьере «Еврейского Реквиема» в Германии.

«Вряд ли хоть кто-нибудь смог бы устоять перед силой, исходящей от этой роскошной фрески. Замечательно, что длительные овации начались не сразу, а лишь через несколько секунд после абсолютной тишины в зале. Для композитора — по праву — раздались крики «Браво!».

Jurgen Otten. «Berliner Zeitung».

«Перед воспламененными слушателями разворачивается действие, принимающее кинематографический размах. Внимание переключается на трагические тексты и бескрайнюю в своей грандиозности музыку».

Artur Guth. «Tagesspiel».

«Михаилу Броннеру удалось связать вместе тесно связанные духовно светские и литургические тексты, переведенные на идиш слова из дневника Анны Франк, поэму Хаима Нахмана Бялика «Город резни» и псалмы на иврите. Так возникают безмерность ужаса и красота любви, которые в этом хаосе чувств перерождаются и, наконец, находят опору в заключительных словах «Реквиема» — «Я верую». Публика благодарила композитора и исполнителей криками «Браво!» и полными восхищения овациями».

Regina Leistner. «Berliner Morgenpost».

«Броннер точно и бережно вводит в действие музыкальные эффекты. Его условное пространство, представляемое симфоническим оркестром, четырехголосным хором и квартетом солистов, заполнено многими утонченными сюрпризами. Это и расположение ударных, и использование необычных инструментов, и классически звучащая труба, — все направлено на слушателя. Глиссандо ударных и хора действует как физическое ощущение боли».

«Padeborn»

«Хотя этим произведением Броннер хотел создать памятник еврейской культуре в Европе, его намерение было шире, чем только проследить цепь мучений столетиями преследуемого народа — «Еврейский реквием» направлен против всякого насилия».

Regina Doblies. «WESTFALLEN-BLATT».